(093) 238-26-21     (050) 717-82-32    
РОБОЧІ ДНІ: понеділок-п'ятниця з 10:00 до 18:00. Субота та неділя - ВИХІДНІ.
Ваша корзина пуста
Наполните ее :)

Блог Артураса Кулешюса "О красках и не только" ч.2

22.03.2017

Как и обещал, продолжаю делиться своими знаниями об автомобильных красках, подготовке кузова к покраске и, непосредственно, о самих процессах покраски.

Итак, что такое цвет, вроде, более или менее мы выяснили. Так что же такое краска, и какие параметры говорят о качестве данного материала?

Часто говорят, — э, дешевая краска, — плохо кроет, следовательно, расход дешевой краски, будет больше, чем дорогой, известного бренда, и на выходе кажущаяся дешевизна выйдет боком.

Отчасти, это так, — чем дешевле материал, тем, соответственно, дешевле должно быть сырье, используемое для его изготовления.

Для начала дадим определение краскам.

Википедия гласит:

Краски - однородные суспензии пигментов в плёнкообразующих (связующих) веществах. Краски применяются для окрашивания металла, дерева, керамики, пластмасс, бетона и т. п., а также в художественных и других целях. Кроме главных компонентов, определяющих основные свойства, назначение и использование красок, они могут содержать растворители, наполнители, пластификаторы, сиккативы и др. добавки. Краски наносятся на поверхность тонкими слоями кистью, валиком или краскораспылителем (пульверизатором), образуя при высыхании непрозрачные плёночные или пористые покрытия, защищающие окрашиваемую поверхность от внешних воздействий (света, влаги, химических реагентов) и придающие ей красивый внешний вид.

И вот… вот заковыристое слово, требующее разъяснений, — попахивающее больницей, и навевающее мысли о клизмах и инъекциях,- суспензия! - т.е. жидкость с взвешенными в ней мелкими твёрдыми частицами.

Вот эти самые частицы, именуемые еще цветовыми пигментами, точнее, их помол и является причиной УКРЫВИСТОCТИ, и отчасти, как мы поймем позже, оттенка некоторых видов цветовых пигментов.

Представим два ящика, в одном большие баскетбольные мячи, а в другом много маленьких теннисных мячиков. Если поднести ко дну обоих ящиков сильные источники света, — то, как вы думаете, где бόльшая вероятность, что мы увидим пробивающиеся лучи света, — правильно, — там, где большие мячи!

И среда, в которой взвешены эти самые частицы, также очень важна: чем прозрачнее, т. е. качественнее пленкообразующие, в нашем случае смолы и растворители, тем чище оттенки из-за минимальной дисперсии (рассеивания) в слое краски.

Следовательно, чем больше расходы на измельчающее красители оборудование, тем тоньше пигментные частицы, тем бόльшее их число помещается в слое краски, тем меньше надо слоев краски. Но тут вмешивается еще и физика света: чем больше частицы красителя, тем более длинную световую волну они отражают, чем меньше, тем короче!

Следовательно, соответственно, - красные оттенки и синие…

Все «чистые» пигменты — красный, желтый, синий, зеленый — в любой системе не слишком отличаются высокой укрывистостью, и, следовательно, при использовании тех или иных «чистых» пигментов, как основных, необходимо учитывать увеличение расхода краски.

Как тут не вспомнить Генри Форда в его высказывании относительно черного цвета, процитированное мною в прошлом блоге!

Обычно в системах подбора существуют три — четыре вида черной краски, изготовленной из «обычной» сажи (технический углерод), но только разного «помола», имеющие красноватый, графитовый и синеватый оттенки, которыми, зная их свойства, также можно манипулировать при колеровании.

В зависимости от размера частиц пигмента чёрный может выглядеть по-разному: тонкие частицы сажи выглядят глубоким черным цветом, а в смеси с белым пигментом или с серебром (частицы алюминия) образуют красно-коричневый оттенок.

Грубые частицы сажи кажутся серыми, а смесям придают синеватый оттенок. В настоящее время по желанию автопроизводителей появилась целая группа новых черных пигментов и краска, в состав которой входят эти компоненты или вообще являются доминантными, выглядит более «глубокой» черной за счет более тщательного поглощения полного светового спектра при использования новых методов диспергирования (измельчения) частиц, отвечающих за черный цвет.

Вывод напрашивается как бы сам собой: более дешевые бренды лакокрасочных материалов не могут повторить, имея устаревшее оборудование, поставщиков сырья, не имея менеджмента, постоянного контроля качества производства, которое и создает-то в принципе основной ценообразующий компонент для более дорогих брендов.

Системы подбора вынуждены «пасти» задних и играть ценой. Никак не оправдывая ожиданий желающих встык покрасить дешевыми материалами какие-либо новехонькие АУДИ, ЛЕКСУС, ИНФИНИТИ и другие автомобили премиум класса.

Есть, конечно, исключения, и я сам был свидетелем, когда мой коллега, в принципе, в «ноль» вывел «эксклюзивную» краску Audi.

Но все-таки повторюсь — это скорее исключение, чем правило. Нежелание, а иногда и неумение красить методом плавного перехода, заставляет тратить огромные временные, да и материальные ресурсы на подбор «встык» в тех случаях, когда цветовое несоответствие невозможно устранить существующими материалами. Хм, иногда и компонентами премиум брендов!

С другой стороны, в защиту дешевых брендов: обычно сильные и знаменитые бренды засыпают на лаврах собственных разработок и затратных исследований, либо стагнируют по причине неповоротливости своих импортеров на местных рынках, которые не доносят до потребителей инновативность и экономическую аргументацию поставляемых продуктов и т. п.

А предприимчивые мелкие и дешевые компании, не слишком вкладывая в разработку технологий, не тратясь на пресловутый контроль качества производства, копируя те самые упомянутые бренды, не стесняясь, с успехом распространяют их на рынках ЛКМ. И мы уже задаемся вопросами: а стоит ли переплачивать за бренд?

Ну, хватит о грустном, говорим о красках. И следующий наш этап - это, так называемые, эффектные краски, которые в свою очередь делятся на металлики и перламутры, причем, иногда с явно символичной границей в эффектах.

И тут добавляется новое выражение: флоп-эффект или изменение оттенка в зависимости от угла осмотра.

В красках с эффектом «металлик» к основному цветовому оттенку добавляются металлические алюминиевые частицы. Они, как маленькие зеркала, отражают падающий на них свет в определенном направлении. Этим и достигается специфический эффект. Угол падения и угол отражения света всегда остаются постоянными.

В зависимости от техники распыления, частицы алюминия в слое краски могут располагаться равномерно и параллельно подложке (пример слева) или же ложиться в слое краски беспорядочно и неравномерно (пример справа). В первом случае эффект отражения равномерный. Оттенок становится светлым и приобретает явный «флоп-эффект». Это значит, что при изменении угла обзора цвет значительно изменяется от светлого к тёмному и наоборот. Во втором случае отражение диффузное, то есть отражённые световые лучи расходятся во всех возможных направлениях и придают цвету сероватый оттенок. «Флоп-эффект» в этом случае меньше. Также имеет значение размер и форма (см. материал выше)

В краски с эффектом «металлик» добавляются пластинки алюминия (так называемое «серебро») разных размеров, которые обладают различными способностями.

Например: грубое серебро имеет сильный блеск, слабую укрывистость и плохо осветляет общий тон краски.

Тонкое серебро выглядит иначе:

слабый блеск, высокая укрывистость и хорошо осветляет общий тон краски.

В последние годы стало применяться особое серебро: так называемый «серебряный доллар». Это серебро отличается сильным блеском, который достигается за счет равномерной, округлой формы краёв частиц, напоминающих монеты. Отсюда и название — «серебряный доллар». Он применяется как самостоятельно, так и в смеси с другими видами серебра. Укрывистость и способность к осветлению цветового тона у него средние.

С середины 80-х годов в эффектных красках стали применяться перламутровые пигменты. Частицы перламутра в отличие от серебра не просто отражают свет, а раскладывают его на противоположные составляющие согласно кругу Освальда (интерференция). Характер интерференции зависит от предварительной химической обработки перламутровых частиц.

Например: если белый свет попадает на перламутровые частицы, предварительно обработанные диоксидом титана, то свет разлагается на два противоположных цвета: красный и зеленый. Причем красный отражается, а зелёный проходит через частицы перламутра. В зависимости от предварительной химической обработки свет может раскладываться также на синий и жёлтый, фиолетовый и тёмно-зелёный и т. д…

Такие пигменты называются интерферирующими. Для таких красок часто бывает чрезвычайно важным подбор нижнего слоя, от которого и отражается свет.

Перламутровые компоненты отличаются не только по цвету, но и по размеру и форме частиц. Более сложные структурные перламутры называются КСИРАЛЛИКАМИ.

Добавление перламутрового компонента осветляет перламутровую краску, она становится ярче и чище. Изменяется ее оттенок в тон используемому перламутру.

Фейс и флоп тон краски меняются по-разному.

Про особенности колеровки - в следующем блоге!