(093) 238-26-21     (050) 717-82-32    
РОБОЧІ ДНІ: понеділок-п'ятниця з 10:00 до 18:00. Субота та неділя - ВИХІДНІ.
Ваша корзина пуста
Наполните ее :)

Блог Артураса Кулешюса "О красках и не только" ч.1

15.12.2016

Изначально  я  собирался  начать эту  серию  статей  для  нашего  сайта -  apal.com.ua - таким  смешным набором цитат от владельцев автомобилей и маляров, обвиняющих  подборщиков  краски  в  недобросовестности и косорукости на  фоне   тяжелейшего   дальтонизма.  Однако решил, что, да, конечно, смешно, но  несколько  банально, и  посему  отказался от  этой  идеи.

В  принципе,  совершенно естественно желание людей, точнее, нежелание  видеть следы ремонта на своих, простите за  тавтологию, отремонтированных  автомобилях  после  повреждения  лакокрасочной  поверхности.   

И  прежде  всего, конечно,  в   субъективной  оценке  ремонта,  основе  соответствия  цветового  оттенка  отремонтированной  поверхности и оригинального   цвета  кузова  автомобиля, затем  уже  идет наличие «рисок» на  поверхности, отсутствие надлежащего  блеска ЛКМ,  вкрапления «сора» в  слоях краски  или  прозрачного  лака и  т.д. и  т.п.

Цель,  надеюсь,  на  серийность  моих публикаций, максимально  детально  ознакомить  как существующих, так и будущих клиентов «кузовных ателье» с основами  восстановления  лакокрасочной поверхности  автомобиля и  заручиться  пониманием всех  процессов в  этой  области  во  избежание  до  обидного  часто повторяющихся  ошибок и заблуждений относительно  этой сферы  деятельности. И,  естественно,  начну  с  ЦВЕТА.

Начнем  с  сухого  определения  от Википедии:

ЦВЕТ – качественная  субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. 

Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поток света с одним и тем же спектральным составом вызовет разные ощущения у разных людей в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны — смысл имеет только измерение того, каков «на самом деле» состав излучения

Иначе  говоря,  все, что  мы  видим   вокруг, - есть излучение,  воспринимаемое   нашим  мозгом в зависимости  от  источника  излучения и особенностей строения  воспринимающего  органа – глаза - и нашего  мозга, анализирующего  полученную информацию, который,  в  какой-то  мере в зависимости от накопленного  жизненного  опыта и ряда других факторов, заставляет одних называть полученный апельсин жёлтым,  других - оранжевым  или  «солнечным».  Очень  показателен  опыт, когда  разным  людям  дают  описать  одну  и  ту же  краску.  Результат всегда, один: каждый  из  присутствующих  опишет  видимый  им цвет  по-разному.  Думаю, мы  еще  вернемся к  теме  устройства  человеческого  глаза и, так  называемых,  ограничений  и  иллюзий  при  восприятии  определенных  оптических  явлений.

А по  сему  крайне  важно  выработать единый метод  объективного  анализа и оценки  цвета.

И  такой  метод  есть. 

Я  не  беру  в качестве  примера сложные приборы, такие, как  спектрофотометр, который,  подключившись  к  компьютеру, и, опираясь  на графики  отраженного  спектра под   тремя  - пятью   углами, тем  самым, позволяя программному  обеспечению   анализировать - сопоставлять  отсканированный  образец  с  существующей  базой  рецептур ремонтных  автоэмалей и выдавать   оптимальную  формулу  изготовления  краски. К сожалению, дороговизна и невозможность использования  неквалифицированным  персоналом (частое заблуждение руководителя-владельца  СТО, что, купив  такого  рода  прибор, он вдруг  решит   вопрос  с  персоналом,   и  опытный (читай - высокооплачиваемый) колорист ему окажется ненужным).

Хотя, в  принципе,  они  и  используют  схожий  алгоритм, и  суть, в  принципе, одинакова.

Итак,  автопроизводители,  устав  от  изощренных форм своих  творений,  поняли  что  законы   аэродинамики никак  не  зависят от  бренда автогиганта решили  изощряться  над  спектром  автокрасок  для  своих  детищ, и  издалека трудно  идентифицировать  по  форме принадлежность  авто  к  той  или  иной  марке.  Мы  давно ушли  от  первых  неуклюжих самоходных повозок, окрашенных  быстросохнущей  китайской тушью и  обработанных  специальными  маслами  для  блеска и  устойчивости  от  атмосферных явлений. Как  не  вспомнить, слова  приписываемые  Генри Форду,  о  том,  что   он  готов  предоставить кузов  любого  оттенка  при условии, что  он  будет  черным.   Лакокрасочная  индустрия  с  тех  пор, шагнула  далеко  вперёд, явив  пред  нами  не  просто  многокрасочную   цветовую  гамму,  но   и, так  называемые,  эффектные  цвета, т.е. «металлики»  и  «перламутры», а  затем  и  более  эффектные  «перламутры» – «ксираллики».  Краски  с  неимоверными  хамелеонными  и  голографическими  эффектами.  Тем  самым, обеспечив   головной  болью   тех, кто  эту  красоту  будет  восстанавливать  после  повреждений. 

Дизайнеры  от  автопрома  мало  задумываются о превратностях судьбы компаний,  занимающихся  изготовлением ремонтных красок. И  в  лучшем  случае, от  широты  души  своей,  присылают  мастер-копию изготовленной ими  КОНВЕЙЕРНОЙ краски с   возможной  10-15% толерантностью  в  ту  или  иную  сторону, независимо  от  поставщика  ЛКМ  на  тот  самый  конвейер. Посему при  смене поставщика, либо  технологии нанесения, у автопроизводителей появляются, образцы,  резко  отличающиеся  от  предыдущей  мастер-копии, огорчая «ремонтников», которые,  в  свою  очередь, делают  образцы УСРЕДНЕННЫХ, не  побоюсь этого  слова, девиаций. Огорчая, тем  самым, в  свою  очередь,  простодушных  и  доверчивых, сравнивающих образцы  в  каталогах красок, колористов. 

А где   еще  технологические  допуски (проблемы  с  поступающими  материалами по многометровым  магистралям) и  т.д.  и т.п.

У  автопроизводителя в  коллекции по  одному  коду  краски  могут  быть до  70  отличающихся образцов!

По  умолчанию, уже  чудо,  что  цвет в  каталоге приблизительно  совпадает с искомым  цветом  кузова.

Алгоритмы колеровки:

Итак, основной  алгоритм изготовления краски для обычных, так  называемых «ровных», «солидных» красок:

  1. Определить  Код  краски, и найти, опираясь  на  кодировку, год  выпуска  в цветовом  каталоге.
  2. Сравнить  найденный  образец с тщательно  очищенной  и  отполированной  поверхностью.
  3. Сделать  пробную  выкраску
  4. Сравнить полученную тест-карту с  оригинальной  поверхностью.

 

  1. Определить, если  имеются отличия,

по  следующим  параметрам:

А) Цветовой тон.

Б) Светлота.

В) Насыщенность.

 

6. Определиться  с  программой  действий и заняться  подгонкой, тщательно  записывая свои  действия:

А) В качестве примера:  изменить цветовой тон (точнее, доминирующий  пигмент)?

  • Красную краску можно изменить в двух направлениях: она может стать синее или желтее, следовательно, чтобы изменить цветовой в синюю сторону, надо усилить красно-синий, пропорционально меняя красный в рецептуре

Б) Как изменить светлоту краски?

  • Светлоту краски можно изменить с помощью черных, белых компонентов.
  • А также с помощью цветных компонентов.

В) Как изменить насыщенность цвета?

  • Чтобы сделать краску более грязной, следует добавить комбинацию черного и белого.
  • Чтобы сделать краску более чистой, следует добавить пропорционально все компоненты, кроме черного и белого.

Что  нужно помнить:  

  1. Колеровка дополнительными цветами может привести к метамерии (изменению  оттенка  поверхности, окрашенной вашей  краской  в  зависимости  от  источника  света)
  2. Колеровать краску желательно компонентами, входящими в состав краски по рецептуре.
  3. Количество компонентов, используемых при колеровке краски, должно быть минимальным.
  4. Нежелательно превышать 10% фактического количества компонента при увеличении веса определенного компонента в рецептуре

 

     С  уважением, Артурас  Кулешюс.

Продолжение  следует